Представьте себе, что вас попросили собрать технику для фильма про жизнь в СССР полвека назад. Вы бы кинулись к автоколлекционерам – собирать «Запорожцы», «Москвичи» и «Волги», «Газоны» и «Зилки», венгерские «Икарусы» и чешские «Татры». Возможно, добавили бы «Чайку» для колорита. Все равно чего-то не хватает… Ах да, польские микроавтобусы.
Архив «Колёса.ру»
В советской Польше выпускалась довольно большая гамма автомобилей, от малолитражек до грузовиков.
Однако Советский Союз закупал у дружественных соседей только микроавтобусы и легкие фургоны, поскольку выпуска родных заводов ЕрАЗ и РАФ на всех не хватало.
В Польше выпускались машины этого класса двух марок: Zuk и Nysa, и эти фургоны бегали по всему социалистическому лагерю, от Кубы до Северной Кореи, и даже встречались в Западной Европе – там «Нысы» ценили за невысокую цену, неприхотливость и простоту.
Кстати, о Zuk
Что касается «Нысы», ее делал «Завод доставочных автомобилей» (Fabryka Samochodow Dostawczych) в одноименном городе.
Nysa 521
Архив «Колёса.ру»
Наиболее известен микроавтобус с индексом 521, который начали выпускать в 1969 году. О чем вам говорит этот год? Если вы знакомы с автомобильной историей, внешность польского автомобиля вызовет у вас неоднозначное отношение. С одной стороны, лобастый фургон однозначно симпатичен, а его стиль перекликается с эстетикой наших грузовиков ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 – округлые сдержанные формы, панорамное стекло.
Однако вспомним, что советские грузовики – это продукт первой половины шестидесятых, а к моменту презентации Nysa 521 автомобильная мода стремительно уходила от округлости в сторону острых граней. При всей симпатичности, дизайн польской машины все-таки был сильно консервативным. Но что за дело непритязательным советским водителям до дизайна? Главное, чтобы машина хорошо ехала и была удобной.
Удобства хватало
Особенно если сравнивать с советским РАФ-977 и его ереванским клоном ЕрАЗ. В крыше Nysa 521 конструкторы оборудовали два вентиляционных люка, печка работала хорошо, а боковая дверь в салон сдвигалась, а не распахивалась. Доступ к мотору для обслуживания открывался и со стороны передка, и со стороны салона – удобно подобраться с любой стороны, к любому агрегату.
Изготавливались польские машины с более высоким качеством, а кузова фосфатировали и покрывали краской в четыре слоя.
В салоне обилие голого металла и острых углов, но обратите внимание на симпатичную расцветку кресла.
Архив «Колёса.ру»
А кроме того, Nysa била «рафики» всухую, когда речь заходила о версиях под разные назначения. Польская машина выпускалась в массе вариантов, от изотермического фургона до мобильной лаборатории. Когда немецкие покупатели захотели пикап с двухрядной кабиной и открытым кузовом, поляки сделали и такую модификацию.
Ездок из «Нысы»… нысовый
Главной проблемой машины были шасси и двигатель, позаимствованные от легкового автомобиля Warszawa – польского клона нашей ГАЗ М-20 «Победа». По меркам семидесятых годов, эта агрегатная база была устаревшей даже не на одно, а на два поколения! ГАЗ уже более десяти лет как отправил «Победу» на пенсию, а теперь готовился и сменившую ее ГАЗ-21 «Волга» сменить на более современную ГАЗ-24.
Испытания «Нысы» на полигоне НАМИ впечатлили инженеров, но не в позитивном смысле.
Архив «Колёса.ру»
Все это делало микроаавтобус нединамичным, тихоходным и не особо-то экономичным. Что хуже, высокий центр тяжести делал его еще и очень неустойчивым. На европейских улочках, где сильно не разгонишься, это может быть и ничего, но поставьте-ка «Нысу» на горный серпантин где-нибудь в Грузинской ССР – вам станет страшно.
Все эти недостатки стали особенно заметны на фоне нового РАФ-2203, выпуск которого начался в 1975 году – латышская новинка получила новейший мотор и шасси от ГАЗ-24 и модный, устойчивый и обтекаемый несущий кузов.
VintageMotors / Wikipedia
Поляки понимали, что устаревшая агрегатная база потребителям не нравится, и собирались модернизировать машину. Например, для Европы сделали версию с двигателем от ГАЗ-21 «Волга». Разрабатывался даже вариант с передним приводом.
Но советская система управления промышленностью не дала заводу шанс воплотить ее в жизнь: деньги на разработку должно было дать правительство, а среди чиновников в создании новой модели заинтересованных не оказалось. Машину лишь немного модернизировали, присвоив индекс 522, и в таком виде выпускали до 1993 года, когда ее истории пришел закономерный конец.
Взято: Тут